Есть дети, которым все дается легко: они схватывают знания на лету и практически всегда приходят на уроки подготовленными. Есть и те, которые добиваются похожих успехов, но только благодаря огромному старанию и труду.
В любом случае родители не переживают за своих чад, потому что знают, что в школе у них все хорошо. А что же делать тем родителям, дети которых учиться не хотят, перебиваются с двоечки на троечку и вообще не видят смысла в том, чтобы ходить в школу?
Режим дня и питание
Зачастую бывает так, что ребенок вроде рад хорошо учиться. Он старается, идет в школу с хорошим настроением, но вернувшись домой, занимается чем угодно, но только не уроками. К вечеру, когда уже накатывает усталость и сонливость, усаживается делать домашнее задание.
Такая дезорганизованность режима дня приводит к снижению работоспособности и успеваемости. Малыш плохо себя чувствует и эмоционально нестабилен. А между тем педагоги и психологи не устают повторять, что успеваемость школьника в большинстве своем зависит от правильно составленного режима дня. Если ребенок просыпается в 7–8 часов утра, то ложиться он должен не позднее 22.00–22.30 вечера.
Кроме того, обязательны прогулки на свежем воздухе продолжительностью около 2,5 часов. Лучше потратить это свободное время за подвижными играми и спортивными развлечениями – игрой в мяч, салками, катанием на санях зимой. Творческим натурам по душе будут рисование, лепка, конструирование, музыкальные занятия.
Кроме того, необходимо выполнять посильную работу по дому: вынести мусор, полить цветы, помыть посуду. Такой активный отдых хорошо восстанавливает клетки мозга и повышает выносливость и работоспособность.
Поэтому родителям стоит расписать со своим ребенком его режим дня. Пусть он знает, какие часы предназначены для учебы, а какие для отдыха. Красиво оформленный листочек должен все время висеть на стене рядом с его рабочим столом.
Если школьник не хочет учиться, можно составить график успеваемости по тому предмету, который дается хуже всего, и отмечать на нем свои успехи. Подъем кривой вверх будет служить стимулом для ребенка достигать новых высот. Очень важно правильно питаться, ведь ученик тратит очень много энергии за день, а значит получать он ее должен столько же, сколько и теряет. Ежедневное меню должно быть разнообразным и содержать как белки, так и углеводы с жирами.
Садиться за стол необходимо не позднее 3–4 часов после последнего приема пищи. Один из приемов должен включать первое блюдо, что будет способствовать лучшему перевариванию и профилактике заболеваний ЖКТ. Ежедневно необходимо употреблять в пищу мясо или рыбу, кисломолочные продукты, крупы, фрукты и овощи. Пить лучше компоты, морсы, кисели или минеральную воду.
Выполнение домашней работы
Успеваемость школьников младших классов во многом зависит от уровня подготовки. Поэтому родителям стоит отдать малыша детсадовского возраста на занятия по подготовке к школе. Хотя некоторые педагоги говорят, что лучше сразу научить первоклассника, чем переучивать его, поэтому на эту тему еще можно подискутировать. В любом случае, чтобы малыш успевал в школе, необходимо найти наиболее удобное время для выполнения заданных на дом уроков.
Если он учится в первую смену, то уроки должен садиться делать через 2,5 часа после того, как закончатся основные занятия, потратив это время на подвижные игры. Хотя некоторые старательные и прилежные ученики предпочитают сделать домашнюю работу сразу по приходу домой, а потом уже со спокойной совестью отправляться гулять.
Учащимся второй смены рекомендуют садиться за домашнюю работу утром, делая перерыв через каждые 45 минут чтобы немного размяться, отвлечься, пройтись. Очень важно создать для ребенка спокойные условия для занятий, чтобы ничто его не отвлекало.
Что касается участия мамы и папы в этом процессе, то на вопрос стоит ли родителям помогать школьнику и как это делать, каждый решает сам для себя. С одной стороны, жесткий контроль не позволяет малышу расслабиться. Он знает, что «абы как» сделать не получится, что мама все равно заставит все переделать. Это воспитывает в нем трудолюбие и ответственность.
С другой стороны, стоя у ребенка над душой, доказывая что-то, а зачастую и повышая голос, можно отбить у него всякое желание учиться.
Если процесс выполнения домашнего задания будет растягиваться на часы, во время которых мама и папа будут чередоваться и периодически капать друг другу валерьянку, это может развить у малыша чувство собственной неполноценности. Для него этот процесс превратится в пытку, и он все больше и больше будет ненавидеть учебу. Все хорошо в меру, и некоторые родители выбирают золотую середину, выборочно проверяя домашнее задание и помогая только в особо сложных случаях.
Метод кнута и пряника – эффективен ли он?
Во все времена родителей волновал вопрос: наказывать или поощрять ребенка, чтобы он учился лучше? Как повысить успеваемость в школе: пообещать новые теннисные ракетки, билеты в кино или же пригрозить, что отберу планшет, не пущу к другу на день рождения и запрещу есть сладкое?
Конечно, наказания и поощрения важны, хотя бы для организации безопасного поведения ребенка, но сами по себе заставить его хорошо учиться они не способны. Необходимо использовать принцип «обратной связи». То есть хвалить не за конкретный результат: «Молодец, правильно выполнил задачу» и ругать не за конкретные действия: «Пишешь, как курица лапой, все переделать». Необходимо акцентировать внимание на самом процессе.
Например, при обучении письму сказать: «Буквы пошли кривые, давай передохнем и повторим снова» или «У тебя так хорошо получается, что скоро твой почерк станет красивее, чем у папы и ты сможешь подписывать поздравительные открытки бабушке».
То есть малыш учится письму не для того, чтобы сделать задание, заданное учительницей, а чтобы пожать плоды своего труда и порадоваться хорошему почерку. Поэтому прежде чем подумать, как наказать школьника, необходимо понять, чего вы хотите в этом случае добиться – послушания или развития способностей? Малыш может стараться получить высшую оценку по какому-либо предмету, зная, что мама купит ему за это обещанную игрушку, но для чего ему нужно это новое знание, он не поймет.
А между тем, обратная связь показывает, как малыш умеет это делать и где он применит это новое знание. Она побуждает его повторить это снова и снова и постараться сделать еще лучше, мотивирует на успех. Таким образом нацелить ребенка на результат можно вопросом: «Как сделать еще лучше? Что изменить, чтобы получилось хорошо?» Критикуя ребенка, мы добиваемся только того, что он отстраняется от результата, больше не думает, что можно изменить, а зацикливается на своих ощущениях. Похвала также мотивирует его только на получение очередной порции похвалы, а не дальнейшее совершенствование своих действий.
Увлечения и хобби ребенка
Сегодня очень «модным» стало записывать своего ребенка во все кружки, которые только есть в городе. Психологи и педагоги уже бьют тревогу по этому поводу, потому что у ребенка совсем не остается времени на себя и детства как такового у него тоже нет.
Малыш, чей день расписан по минутам, настолько устает, что у него пропадает сон и аппетит, он становится или излишне вялым, или излишне агрессивным и последствия такой занятости нередко приходится снимать у профессиональных психотерапевтов.
Как уже было сказано, все хорошо в меру. Плюсы от увлечения школьников, занятий в секциях и кружках есть, но не стоит забывать, что у ребенка должно быть детство с его лазаньем по деревьям, запуском воздушного змея, купанием в речке и прочими забавами.
Хобби помогает школьнику осознать свою успешность. Если учеба в школе дается ему тяжело, а отношения со сверстниками складываются непросто, ему необходимо место, где его уверенность и самооценка будут расти. Кружки развивают другие способности, например, к пению, рисованию.
И пусть малыш не станет вторым Пласидо Доминго или Пикассо, но он сможет понять, что в мире существует огромное множество нового и интересного, что он прекрасен. Кроме того, секции позволяют отдохнуть от школьных занятий. Такая смена деятельности позволит мозгу работать более эффективно.
Плавание, дзюдо, прыжки и прочие физические тренировки закаляют организм, тренируют самостоятельность и умение работать в команде, побуждают доводить начатое до конца.
Ребенок будет учиться планировать свое время, ведь ему нужно будет и на уроки успеть и тренировку не пропустить. Все это будет давать стимул как к интеллектуальному развитию, так и социальному, и личностному. Кроме того, такие увлечения уберегут его от плохой компании и безделья, которое является косвенной причиной наркомании и алкоголизма.
Добавить комментарий